Все статьи

Вождение для начинающих. Получили права - что дальше?

Краткое содержание: вождение для начинающих, начинающий автолюбитель, переключение передач, тронуться с места, педаль сцепления

Когда я впервые сел за руль автомобиля, а мне тогда было уже за сорок, меня одолевали страх, тревога и неуверенность в собственных способностях. Первые уроки вождения уверили меня в том, что я к этому делу абсолютно не пригоден и никогда не смогу водить автомобиль. В интернете я прочёл, что существует 5% людей, кому водить авто категорически противопоказано. Я успокаивал себя тем, что в эти "элитарные" 5%, очевидно, вхожу и я. С моей стороны это было слишком самонадеянно: я всё-таки научился уверенно вводить автомобиль. Однако на это мне понадобилось время: месяц занятий в автошколе, где меня практически ничему не научили, кроме правил дорожного движения, две недели занятий с частным инструктором, где меня научили азам вождения, и почти год самостоятельной езды и постепенного постижения многих нюансов этого небезопасного, но весьма увлекательного занятия. И сейчас я хочу поделиться некими знаниями в этой области с начинающими автолюбителями, такими же «чайниками», каким был в своё время и я.

Итак, вождение для начинающих... Рассмотрим пока только два пункта.

Пункт первый: начало движения с места.

Это, пожалуй, было самым трудным. Алгоритм действий следующий:

  • выставляешь рычаг коробки передач в нейтральное положение;
  • отжимаешь ручной тормоз;
  • включаешь ключом зажигание;
  • левая нога выжимает сцепление, правая рука ставит рычаг переключения передач на первую скорость. 

А вот затем начинаются сложности. Далее, как известно, надо осторожно, медленно и плавно отжимать левую ногу от педали сцепления и до какого-то момента задержать ногу, пока машина не тронется с места, затем плавно убрать ногу с педали. Для меня этот нехитрый процесс был просто убийственно сложным. Я делал всё, как меня учили. Но никак не мог найти тот момент, когда, отпуская педаль сцепления, надо задержать ногу. Если я задерживал ногу слишком рано, машина стояла, как вкопанная. Если же я отпускал педаль слишком резво, что случалось чаще всего, машина глохла. «Не бросай сцепление!» - не уставал кричать мне инструктор. А я никак не мог предугадать, когда машина поедет, а когда – заглохнет. В конце концов, я научился трогаться с места, но иногда на светофорах, всё-таки глох под нетерпеливые звуковые сигналы стоящих сзади коллег-автолюбителей. Сейчас я трогаюсь с места легко и уверенно, зная, что моя машина тронется плавно и вовремя. Я открыл один секрет: в момент, когда вы левой ногой осторожно отпускаете педаль сцепления, правой ногой надо немного нажать на газ. Вот и всё! Да, расход бензина в момент начала движения немного возрастёт. Но когда машина глохнет, и вы вынуждены включать зажигание снова, бензина тратится больше, да и двигателю от этого, как минимум, не комфортно.

Пункт второй: переключение скоростей.

Вы с божьей помощью тронулись с места на первой передаче. Когда и как переключаться на вторую? На вторую скорость надо переключаться почти сразу после начала движения, когда на тахометре стрелка поднимется до 2000-2300 оборотов в минуту. Сначала выжать левой ногой сцепление, переключить рычаг и продолжить развивать скорость, нажимая правой ногой на педаль газа. Здесь при резком отпускании педали сцепления у меня машина всегда чуть подёргивалась. Но когда я стал отпускать сцепление очень плавно и медленно, машина дёргаться перестала. Дальше надо переключаться на третью скорость. Когда? Когда стрелка тахометра будет на отметке 2500-3000. Лучше доводить до 3000, потому что когда вы будете выжимать сцепление, обороты упадут. Если упадут ниже 2000 оборотов, это плохо для двигателя. Если до 2000-2500, тогда то, что надо. Здесь педаль сцепления тоже нужно отжимать плавно, но уже можно чуть быстрей, чем в предыдущем случае. Развивая скорость, доводим обороты до 3000-3500. И переключаемся на четвёртую передачу. Здесь сцепление отжимается довольно быстро, хотя резко бросать педаль всё-таки не следует.

Здесь всё понятно. Главные трудности у меня возникали всегда, когда я переключался с понижением передачи. Даже если, к примеру, я снижал скорость до 20 км/час, и уже требовалось переключиться на вторую передачу, например, при поворотах, то всё равно моя машина дёргалась. То же самое было, если я переключался с четвёртой скорости на третью. Скажем, на спидометре уже 40 км/час, машина на четвёртой едет тяжело, я совершенно логично переключаюсь на третью, машина дёргается. Причём педаль сцепления я отпускал предельно плавно и медленно. Но это не спасало. Как же этого избежать? Для этого есть очень нехитрый приём. В момент, когда надо переключиться на более низкую передачу, вы выжимаете левой ногой сцепление и одновременно быстро нажимаете правой ногой на газ. Скорость при этом не растёт – сцепление-то выжато, зато растут обороты. Если вы нажатием педали газа поднимите обороты до 2500, и только потом отпустите педаль сцепления, то машина плавно поедет на более низкой передаче, и никакой встряски не произойдёт.

Вот, собственно, это и есть мои простенькие секреты вождения для начинающих автолюбителей. Теперь ими можете пользоваться и вы.

Удачи на дорогах!