Все статьи

Как управлять автомобилем зимой

Краткое содержание: зимнее вождение, занос, скользкая дорога, как ездить зимой, выход из заноса

Зима – время для водителей нелегкое. Опытному, конечно, полегче – километров много накатал, по всяким покрытиям (и их отсутствию) поездил. Езда по гололеду тоже когда-то бывает в первый раз. В холодное время года водитель должен быть еще более внимателен, ведь гололед или снежный накат – штука коварная.

Зимняя резина, безусловно, с гололедом справляется лучше летней. Поэтому своевременно «переобуйте» машину. Незамерзающая жидкость в омывательном бачке тоже очень нужна, а световые приборы должны работать все без исключения.

Шипованные колеса очень полезны на скользкой дороге, но на голом асфальте (обычно его можно видеть лишь в городах и на крупных трассах) шипы как-то теряют свои преимущества и особой роли в устойчивости машины не играют.

Никаких резких движений! Рулить машиной, несмотря на шипы, крутые покрышки и т.п. надо плавно. Резко газовать – забудьте об этом по крайней мере до весны. Тормозить в гололед надо плавно, лучше всего в несколько нажатий-отпусканий педали тормоза. Трогать машину на скользком покрытии лучше со второй передачи. Меньше будете шлифовать дорогу без всякой пользы.

На стоянке ставить машину очень близко к другим автомобилям нежелательно – при моменте трогания ваш автомобиль может увести вбок  – и повредить автомобиль, стоящий рядом. Оно вам надо? В глубокий снег лучше тоже не въезжать – выехать из него порой непросто. Но уж если застряли, а потенциальных помощников не наблюдается, то можно попробовать выехать без посторонней помощи. Только газ в пол втаптывать не надо – колеса выкопают себе верную ловушку и транспортное средство только сильнее увязнет. Выбираться из снежного плена лучше враскачку: нажать на педаль газа, после чего отпустить, затем нажать-отпустить сцепление, потом опять газ и так далее. Опытные водители таким образом выезжают из довольно приличных по глубине сугробов. Не стоит парковать зимой машину на горке капотом по направлению подъема – трогаться будет очень тяжело, если во-обще возможно.

Не проходите повороты на большой скорости. И не успокаивайте себя хорошей резиной и кучей электронных помощников. Зима шутить не любит. Поворачивать на любом приводе надо на малой скорости, при этом тормоза оставить в покое, добавляя немножечко газу. При таких аккуратных проездах поворотов автомобиль будет вас слушаться.

На подъеме лучше ведет себя машина с заднеприводной компоновкой – ведь именно на заднюю ось в этом случае нагрузка сильнее. Передний мост во время подъема, соответственно, разгружен. Некоторые автолюбители советуют заезжать на горку задним ходом, если ведущие колеса – передние, а подъем достаточно крутой. Однако не всегда получается забраться на горку с первой попытки, а съезжать – не всегда безопасно. Поэтому такой способ имеет некоторые недостатки.

Тормозить зимой лучше двигателем. Только газ резко сбрасывать нельзя, иначе машина может уйти в занос. Педаль тормоза тоже нажимать  от души не стоит – на трассе дрифтовать неуместно и даже опасно. И не только для своей машины. Очень полезно где-нибудь в безопасном месте потренироваться в торможении, чтобы понять, как при этом ведет себя автомобиль. АБС – вещь полезная, но если ее нет, то тормозить надо прерывисто – по схеме «нажал-отпустил». Есть еще ступенчатый способ торможения – посредством изменения силы нажатия на педаль, но такой способ более сложный, так что прерывистое торможение – то, что надо. Даже для новичков подойдет вполне.

Вы, наверно, подумали, что про занос и что с ним делать, я забыл. А вот и нет.

Занос происходит, как всегда, неожиданно. Чтобы раньше почувствовать начало заноса автомобиля, водителю следует не отрывать спину от спинки сиденья – начало сноса задней оси можно почувствовать своим, так сказать, горбом. Так что настройте сиденье так, чтобы управлять машиной, находясь в одном и том же положении. Не расслабляйтесь за рулем! Отдыхать будете, когда остановитесь, а во время управления автомобилем в гололед от вас в любую минуту может потребоваться реакция и усиленная работа рулем.

Вывести из заноса автомобиль с задним приводом будет посложнее, но если действовать правильно, то машина вас послушается и поедет как надо. Итак, если машину «потащило» - на тормоз нажимать нельзя ни в коем случае! Газ тоже лучше не трогать. Зато надо трогать руль. Быстро и аккуратно выворачиваем "баранку" в сторону заноса (в сторону, в которую заносит заднюю часть автомобиля), при этом не допускаем поворота колес на большой угол, иначе транспортное средство может занести в другую сторону из-за сильного поворота колес на большой скорости.

Машину с передними ведущими колесами выводить из заноса нужно следующим образом: во время заноса плавно утапливаем педаль газа. Когда угол заноса станет уменьшаться – поворачиваем руль в сторону заноса. Акселератор после этого резко отпускаем, а колеса ставим на ноль. В этом случае поворот колес на большой угол может также спровоцировать ритмичный занос. Да и от работы педалью газа многое зависит. Поэтому – аккуратность и еще раз аккуратность.

Полноприводный автомобиль выводить из заноса следует примерно также – поворачивать колеса в сторону заноса и плавно работать газом. Здесь нужно исходить из типа привода и из того, какая ось больше «тянет».

Ну вот мы и затормозили – вроде бы ничего важного из виду не упустили, Надеемся, что вы не будете пренебрегать данными рекомендациями. Будьте внимательны на дорогах и соблюдайте осторожность.

Счастливого пути!